Permot
Немного истории.
В 1947, вместе с г-м Штреллером (Streller), г-н Герхард Хруска (Gerhard Hruska) просит власти ГДР о разрешении на открытие своего частного предприятия. Оба они начали с ремонта радио, швейных машин, будильников, киноустановок и прочих бытовых приборов. В 1949 из фирмы уходит партнер по бизнесу г-н Штреллер, после чего фирма получает название
"Gerhard Hruska, Elektro - und Feinmechanik"
Модель приводилась в движение двухосной тележкой, на которую был непосредственно установлен электродвигатель (тот самый, от военной продукции, предназначенной для поставки вермахту во время второй мировой войны), который приводил в движение обе оси с помощью массивной червячной передачи. Вагоны, представляли собой 4-осный стандартный вагон, времен Рейхсбана.
Также Грушкой производился трансформатор в деревянном корпусе, который был снабжён 2-х контактным выходным проводом постоянного тока. Почему рельсы были трёх контактные, при задействованных только двух остаётся загадкой, возможно, это было наработкой на перспективу. Этот набор железной дороги был очень востребован покупателями того времени.
Hruska был первым, кто снабдил свои модели локомотивов мотором постоянного тока на постоянных магнитах. Наименование "Permot" (permanentmagnetische Motoren -постоянные магнитные двигатели), так же возникает в это время и становится торговой маркой для всех производившихся в ГДР моделей предприятия Gerhard Hruska, Elektro - und Feinmechanik. Позднее, г-ном Hruska были разработаны и изготовлены электрические моторы собственной конструкции, которые также использовались и другими производителями, например, MEB Bergfelde.
Также из жести динамо-машин были изготовлены модели ж/д путей и стрелок с деревянными шпалами и электромеханическим управлением. На Лейпцигской ярмарке, Gerhard Hruska представил автоматические модели стрелок для железной дороги и управляющее устройство для них.
К тому времени на предприятии Hruska уже трудилось около 25 работников. Дела на предприятии пошли в гору, а тенденция перехода от простых игрушечных железных дорог к высококачественным моделям, наметившаяся в середине 5O-х годов, сулила г-ну Gerhard Hruska хорошие перспективы развития для его бизнеса.
Появившаяся в 1962 году модель локомотива BR 84 под торговой маркой Permot, была для того времени действительно хорошо спроектирована и изготовлена, уровень детализации модели вышел на принципиально новый уровень, шум при движении модели был низкий, а механизм был исключительно надежным.
Локомотив BR 84 в сцепке с 3-х дверными пассажирскими вагонами стали хитом продаж в середине 70-х годов. Ничто в этом локомотиве уже не напоминало о старых жестяных игрушках. С этой моделью квалифицированный специалист по точной механике Hruska достиг новых высот. Пятиосный локомотив получил раму с изломом и специально разработанный для него электромотор.
Кроме пресс-формы для корпуса локомотива (изготавливался техникой шприцевания), которую помогла изготовить для Gerhard Hruska, Elektro - und Feinmechanik фирма Bela из Ebersbach, все другие детали и механизмы модели изготавливались на оборудовании собственного изготовления. Модель имела высокое качество деталировки, соответствовавшую оригиналу. Точные копии передних фонарей локомотива светились изнутри при движении, т.к. были оборудованы микро лампочками. Эта технология, но гораздо позже, была применена другими производителями моделей железных дорог.
В 1965 году Gerhard Hruska разработал свой следующий и, одновременно, последний локомотив BR 91.
Особенностью BR 91, также, как и его предшественника, было то, что он имел механизм, который одновременно приводил в действие модель и был токоприемником. Вторая модель также показала тот высокий технический уровень, который был достигнут ее предшественницей. Необходимо отметить, что обе модели паровозов, неизменно пользовавшихся повышенным спросом в ГДР и были наиболее разыскиваемые коллекционерами в СССР, однако, официально в СССР не поставлялись. Все модели были привезены частным образом и стоили достаточно дорого. Кроме моделей паровозов компания Gerhard Hruska под торговой маркой Permot производила пассажирские вагоны.
Также компания Hruska продолжила модернизацию и изготовление автоматических, и ручных стрелок в масштабе HO.
Интересный факт - компания PIKO начал производство своих первых стрелок с использования автоматического привода от Gerhard Hruska, Elektro - und Feinmechanik.
И более поздний вариант.
Под торговой маркой "Permot", так же производился "Импульсный Пульт Permot P23, 4 Кнопки", для управления електрическими стрелками.
Помимо производства моделей для макетов железной дороги, фирма планировала расширить ассортимент своей продукции за счёт изготовления механических игрушек, музыкальных шкатулок и моторов для моделей самолетов.
Начиная с 1957 года Gerhard Hruska столкнулся с новыми трудностями, связанными с реализацией своей продукции, под торговой маркой Permot, через Государственную торговую сеть ГДР, которая была монополистом по сбыту товаров в этой стране на тот момент. Он был поставлен властями ГДР перед выбором: либо государственное участие, либо отсутствие кредитов, материалов для производства и отсутствие возможности реализовывать свою продукцию через государственную торговую сеть ГДР, что было бы неизбежным концом для его фирмы и торговой марки Permot. В таких не простых условиях Gerhard Hruska был вынужден согласиться на государственное участие - 40 % в оборотном капитале, чтобы спасти производство. Но это было только первый шаг на пути экспроприации предприятия Gerhard Hruska, Elektro - und Feinmechanik властями ГДР. Из-за непомерного налогообложения частных предприятий в ГДР, в условиях, когда налог на прибыль составлял 90 %, накопление собственного капитала, необходимого для пополнения оборотных средств, развитие производства было невозможно. Остававшаяся прибыль от реализации продукции предприятия Hruska, уже не могла покрыть расходы на содержание штата сотрудников, насчитывавшего, на тот момент, уже около 200 человек.
Примерно в это же время, Gerhard Hruska обращает своё внимание на то, что при изготовлении макетов железных дорог, моделисты повсеместно испытывали значительные пробелы с оснащением своих макетов моделями транспортных средств, ассортимент и качество деталировки которых оставлял желать лучшего на тот момент времени.
У Gerhard Hruska возникла новая идея производства моделей коммерческого автотранспорта для макетов железной дороги высокого качества. Для проектирования своих базовых моделей он выбрал грузовик Skoda 706 MTC 4 и аналогичный по конструкции Skoda/Liaz 706 RTTN, который производился в соседней Чехословакии. В 1963 году с использованием оборудования от компании Behla компания Gerhard Hruska, Elektro - und Feinmechanik начала изготавливать модель грузового автомобиля "SKODA S706" в масштабе 1/87 (H0) и 1/160 (N) для макетов железной дороги с шириной колеи 16,5 мм и 9,0 мм соответственно.
Возникло много вариантов данного автомобиля по модификациям, так и по цветовой гамме, включая контейнеровоз с контейнером, который был совместим с моделями платформ от "PIKO". Расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет производства моделей грузового автомобиля "Шкода S706" помогло Герхарду Хруске сохранить свое предприятие, как хорошо функционирующий и прибыльный бизнес.
В конце шестидесятых годов на государственном уровне, управлением торговли ГДР, было принято решение прекратить продажу локомотивов под торговой маркой "Permot". Получастное предприятие Gerhard Hruska, Elektro - und Feinmechanik не должно было конкурировать с народным предприятием Piko.
В мае 1972 года, под непрекращающимся давлением властей ГДР, государственное участие в предприятии достигло 68,6%. Это было время экспроприации, когда от частных собственников отчуждались не только фирма "Хруска", но и другие частные и наполовину государственные предприятия ГДР. В этом же году (1972) предприятие Gerhard Hruska Elektro und Feinmechanik Glaschuette (торговая марка Permot) было национализировано и переименовано в народное предприятие (VolksEigenerBetrieb), это происходило на фоне успехов в производстве и реализации моделей автомобилей Skoda S 706
"VEB Modellbahnzubeheur Glaschuette"
Поскольку Герхард Хруска не хотел подчиняться и был неудобен Экономическому совету, конец пришел для экс-предпринимателя в апреле 1975 года, он был уволен из-за "неспособности" руководить народным предприятием. Формулировка экономического совета Дрездена звучало так: "Он не является способным руководителем социалистического предприятия". Хотя сам он непосредственно не построил предприятие, между тем, оно насчитывало на тот момент 270 работников и имело около 4 млн. восточных марок годового оборота, что является без сомнения и его личной заслугой. Это был результат его 27-ми летнего кропотливого труда.
Последней моделью, которую Герхард Хруска, разработал под торговой маркой "Permot", была Skoda " Elaskon* Tanksattelzug. Модель начали производить уже только после его увольнения с предприятия.
После ухода Gerhard Hruska с предприятия, программа производства была сохранена. Под торговой маркой Permot продолжали производить модель грузовой автомобиль "SKODA" в масштабе 1/87 (HO) и 1/160 (N), а также стрелки для макетов железной дороги в масштабе 1/87 (H0).
Сын Хруска Дитер, по специальности инженер по точной механики, на бывшем предприятии отца проработал еще 2 года и покинул его в 1976 году.
После увольнения, Gerhard Hruska не опускает руки и вновь пытается организовать собственное производство. Его одержимость страстью к рыбной ловле, помогла ему заключить договор с народным предприятием VEB Binnenfischerei Peitz (рыбный промысел Peitz). Он снова был счастлив, потому что мог сочетать своё хобби с профессией. До пенсии Gerhard Hruska разрабатывал и строил устройства, которые использовались для разведения рыб (вентиляционные установки для прудов, автоматы для корма мальков и взрослых рыб и т.д.). Его устройства имели успех и использовались на многих предприятиях по разведению рыбы в ГДР. За свои труды, г-н Герхард Хруска, под конец своей трудовой деятельности, был отмечен государственным орденом "Banner der Arbeit" ("знамя труда", вручался "за высокие результаты труда в народном хозяйстве"), в знак признания его заслуг перед государством и народом ГДР. Возникла парадоксальная ситуация: его уволили с предыдущей работы из-за "неспособности" руководить, а затем наградили орденом за хорошую работу.
В начале 1981 года народное предприятие VEB (VolksEigenerBetrieb) Modellbahnzubeheur Glaschuette Marke: Permot была переименована в
"VEB Prefo Dresden, Werk 3 - Modellbahnzubehor Glashutte"
В 1988 году инженеры предприя искали новую модель для моделирования, планировалось разработать новую модель LIAZ-Lkv в качестве преемника. Однако, от этой идеи отказались, поскольку компания "IGRA" их опередила. В 1989 года, были идеи по созданию модели советского грузовика MAZ 54326/64225.
9 ноября 1989 года пала Берлинская стена, сразу после распада ГДР, отец и сын вышли с предложением к властям о передаче им в управление предприятия по изготовлению моделей через трастовую компанию. С июня по конец сентября 1990 года продолжался этап реприватизации завода. 28 сентября 1990 года предприятие было передано им. Предприятию вернули имя своего основателя -
"Hruska u. Co. GmbH"
при этом торговая марка "Permot", так же сохранилась.
Тем не менее, экономически, Герхард и Дитер Хруска должны были начинать снова с нуля. У нового предприятия отсутствовал портфель заказов, в связи с решением обществ оптовой торговли, оставшиеся модели распродавались по бросовым ценам. Модели, которые раньше стоили от 3 до 5 восточных марок, продавались за 50 Pf (пфеннигов). Все продавцы, занимавшиеся реализацией продукции, под торговой маркой Permot, конечно, воспользовались сложившейся ситуацией и были обеспечены продукцией на долгое время, и поэтому, и не думали о заказе у нового производителя. Парк станков и оборудования народного предприятия VEB Prefo был сильно изношен и требовал ремонта или был просто превращен в лом. В этой связи так же можно вспомнить, что ещё в 1988 году дошло до того, что пресс-форма кабин с двумя передними фарами (нового образца) била приведена в негодность и компания была вынуждена вернуться к старой пресс-форме кабины с четырьмя фарами, производство которых продолжалось с 1988 по 1989 год, пока ремонтировалось оборудование для новой кабины (каталог Баттенберга).
Отцу и сыну Hruska, пришлось постепенно покупать инструменты и оборудование, а также чинить и восстанавливать уже имеющиеся. К тому же, основной корпус здания фабрики так же пришел в плачевное состояние. Из бывших производственных цехов фабрики, пригодными к производству моделей были покрасочная, шприцовочная для термопластика и часть монтажного цеха. Часть производственных мощностей, таких как, токарный цех автоматов, малый токарный цех, столярная мастерская, пришлось арендовать у компании Behla из Ebersbach, изготовление моторов для моделей велось в Muhlbach, сборка в Barenstein. С возвращением Герхарда Хруски и его сына Дитера вновь созданная фирма "Hruska GmbH" постепенно восстанавливалась и становилась работоспособной. Восстановление сбытовой сети стало приоритетной задачей, так как с распадом ГДР пропали все связи с розничными продавцами через систему оптовой торговли уже бывшей ГДР. Второй важнейшей задачей для фирмы Hruska GmbH стало восстановление ассортимента продукции. Было восстановлено производство грузовых автомобилей SKODA в масштабах HO и N почти в шестидесяти различных исполнениях.
В конце 1991 года название Компании было изменено
"Hruska GmbH"
В каталоге от 1992 года в линейке моделей, под торговой маркой "Permot", появились новые модели грузовика Tatra 815 (тентованный грузовик), так же появились модели "Militar". В этом же году, на моделях появились синие мигалки на крыше (до этого, были только длинные люстры с желтыми мигалками).
В последствии, как модели реплика, были вновь изготовлены лимитированными сериями паровозы BR 84 и BR 91. К этому прибавилось производство ручных и электромеханических стрелок в масштабе HO, которые были совместимы с продукцией фирмы PIKO.
Компанией Hruska GmbH была разработана новая кабина с стеклоочистителями (дворниками), для моделей грузовиков SKODA S706, так же стала применяться окраска деталей краской, появился широкий ассортимент экзотических цветовых сочетаний цветов пластика.
С 1997 года реализацией продукции компании Hruska GmbH, под торговой маркой Permot, стала занималась фирма TILLIG-Modellbahn GmbH, которая существует и по сей день.
К концу 90-х годов в компании возникают финансовые трудности, усилия были направлены на производство моделей Skoda 706 RT, моделей Framo V 901, а также на стандартную трассу PIKO с полым профилем, которая все еще была востребована (по крайней мере, на востоке). К сожалению, прибыли от этих производств уже не хватало на покрытие издержек, не говоря уже о том, чтобы приступать к развитию новых проектов, и поэтому летом 1999 года, компания Хруска впервые подала заявление о банкротстве. После чего, в течении года, до 30 сентября 2000 года, предприятие находилось под управлением конкурсного управляющего.
В это время стало очевидным, что фирма существовать в старом формате дальше уже не сможет.
Восстановление производства на Hruska GmbH произошло снова 30 сентября 2000 года. После первого банкротства в компании начал трудится внук основателя компании Герхард Хруска или сын Дитера Хруска - Sören Hruska (Сорен Хруска). В планах было полная замена и модернизация производственных мощностей, модернизация старых моделей локомотивов и вагонов, расширение ассортимента.
В 2002 году предприятие Hruska вновь постигла неудача- наводнение в Glashütte (Гласхютте), которое смыло здание, в котором находилось производство моделей под торговой маркой Permot. В результате наводнения в 2002 году большая часть оборудования была сильно повреждена, производство локомотивов и вагонов особенно, меньше всего пострадало оборудование для производства моделей грузовиков Skoda RT 706.
После наводнения предприятие Hruska переехало в город Altenberg (Альтенберг).
В 2005 году, под руководством Sören Hruska, был опубликован цветной каталог моделей Hruska / Permot на 2005 год.
К сожалению дела, после переезда, шли не лучшим образом, что в конце концов, привело в 2010 году компанию к банкротству. Производство было окончательно прекращено.
После банкротства (2010г.) пресс-формы формы Hruska, частично, перешли к компании Bergi - Plast GmbH. По заверениям представителя Bergi - Plast GmbH, пресс-формы Skoda RT 706 не былы переданы.
Источники информации о Permot:
- 1.Modelleisenbahnen der DDR, Domke und Richter,1998, Battenberg.
- 2.Modellautos der DDR, Gärtner und Graf, 2.Aufl. 2001, Battenberg.
- 3.http://www.m-m-ddr.com.
- 4.http://www.rcforum.ru.
- 5.http://www.altemodellbahnen.de
- 6.DER MODELLEISENBAHNER